Еще недавно, когда кто-то говорил “контракт”, он имел в виду документ, написанный так, чтобы его было трудно понять, и который определял отношения между двумя или более сторонами. Теперь, в зависимости от контекста, слово контракт может означать что-то другое.

После того, как Сатоши Накамото создал блокчейн с внедрением Биткоина, люди развивали эту концепцию, чтобы расширить ее возможности. Одним из крупнейших нововведений, построенных на блокчейне, является платформа смарт-контрактов, которая реализует “мировой компьютер”, работающий поверх блокчейна.
Как работают платформы смарт-контрактов
Блокчейн предназначен для создания распределенного и децентрализованного цифрового реестра. В отличие от существующих систем, блокчейн не нуждается в централизованном управлении для определения “официальной” версии цифровой “бухгалтерской книги”. Сеть блокчейна работает вместе, добавляя новые данные в реестр, и гарантирует, что независимая копия реестра каждого узла согласована.
Биткойн был разработан для хранения данных о финансовых транзакциях в бухгалтерской книге, но цифровая бухгалтерская книга может хранить и другие типы информации. Платформы смарт-контрактов используют цифровую бухгалтерскую книгу для организации и хранения кода, который выполняется на “мировом компьютере”.
Каждый узел в сети хранит копию распределенного реестра. Это означает, что при создании каждого блока в блокчейне они получают копию содержащегося в нем кода. Каждый узел платформы смарт-контрактов также имеет копию виртуальной машины (VM), предназначенной для выполнения этого кода. Если каждый узел в сети запускает один и тот же код на идентичных виртуальных машинах, они должны получить один и тот же результат. Это позволяет создать “мировой компьютер”, построенный с использованием полностью распределенных и независимых узлов.
Блокчейн и смарт-контракт
Платформы смарт-контрактов делают возможным создание мирового компьютера. И гарантируют, что независимые узлы могут запускать код и получать один и тот же результат. Смарт-контракты – это программы, которые запускают эти узлы.
Детали платформ смарт-контрактов и смарт-контрактов могут значительно отличаться от одной реализации к другой. Некоторые, такие как Ethereum, имеют собственные языки программирования и виртуальные машины, написанные специально для них. Другие, такие как EOS.IO, используют существующие языки программирования (например, C++), чтобы сделать себя более доступными для разработчиков.
Независимо от деталей, платформы смарт-контрактов работают аналогично на высоком уровне. Код, который необходимо запустить, хранится в транзакциях, которые выполняются узлами в их копиях виртуальной машины. Это делает возможным распределенный, децентрализованный “мировой компьютер”.
Стирание границ между юридическими и интеллектуальными контрактами
Юридические контракты и смарт-контракты – это разные вещи, но они не обязательно должны оставаться такими. Некоторые блокчейн-проекты реализуют концепцию рикардианского смарт-контракта.
Смарт-контракт Рикардиана – это юридический контракт, который реализован в виде исполняемого кода. Это позволяет запускать и автоматически приводить в исполнение контрактную программу, а не юридические контракты, подлежащие исполнению только в суде.
Хотя, смарт-контракты способны определять отношения между сторонами, в настоящее время они написаны исключительно программистами. Рикардианские смарт-контракты Ricardian могут сделать эти программы более доступными для юристов и других людей, расширяя их внедрение.
Защита смарт-контрактов
Использование смарт-контрактов быстро растет. Платформы смарт-контрактов, такие как Ethereum, изо всех сил пытаются масштабироваться для удовлетворения спроса, а смарт-контракты занимают центральное место в движении децентрализованных финансов (DeFi). Эти контракты кодируют отношения и обладают способностью передавать и хранить огромные суммы ценностей.