Мы привыкли думать о DAO, как об инвестиционных организациях для криптостартапов, но в последнее время, становится очевидным еще одно из возможных организационных применений – активистский краудфандинг.
Содержание
Ассанж, DAO и NFT
9го февраля, группа, поддерживающая основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, собрала более 50 миллионов долларов в криптовалюте $ETH, продав NFT часов коллективу активистов на основе блокчейна, созданному для поддержки его юридических законопроектов.
Несменяемый токен NFT под названием Clock (Часы) – это совместное творение Ассанжа и цифрового художника Пака. На нем отображается цифровой счетчик дней, проведенных Ассанжем в заключении в лондонской тюрьме Белмарш, где он содержится в ожидании экстрадиции в США.
Ассанж планирует обжаловать решение суда Великобритании об экстрадиции его в США, чтобы предъявить многочисленные обвинения в шпионаже, связанные с публикацией WikiLeaks конфиденциальных файлов о войнах в Афганистане и Ираке. Если его признают виновным, ему может грозить до 175 лет тюремного заключения. Пак заявил, что выручка от продажи часов NFT коллективу активистов под названием AssangeDAO, поступит в фонд Вау Холланд в Гамбурге, некоммерческую организацию, которая принимает пожертвования на юридическую защиту Ассанжа.
Everything Censored returns to the people.
Auction (1/1) proceeds will go to Wau Holland foundation to support Julian Assange's defence.
Open Edition (x/x) proceeds will go to freedom of information, digital privacy, education, health, human and animal rights organizations. pic.twitter.com/C7LK8yroRJ
Основатель WikiLeaks – последняя противоречивая фигура, получившая выгоду от децентрализованной автономной организации (DAO), созданной для поддержки его дела, минуя традиционные сайты по сбору средств, а также, связанную с ними проверку.
Брат Ассанжа – Габриэль Шиптон, участвовавший в создании DAO, говорит, что он годами посещал конференции по криптовалютам, надеясь заручиться поддержкой толпы, цели которой, по его мнению, “полностью соответствуют философии Джулиана”.
В конце концов, Ассанж был влиятельным создателем технологии шифрования и членом списка рассылки Cypherpunks, где обсуждались строительные блоки криптовалюты. Его детище, WikiLeaks, было одной из первых известных организаций, принявших пожертвования в биткоинах в 2011 году, после того как в 2010 году платежные провайдеры внесли его в черный список. Но, усилия Шиптона не приносили плодов до 2021 года, когда он объединился с группой современных шифропанков, в том числе британским разработчиком криптовалют Амиром Тааки, ирландской журналисткой Рэйчел-Роуз О’Лири, математиком из Берлина Силке Ноа и двумя активистами под псевдонимами, Маккенна и Фискантес.
Группа начала обсуждать, как помочь Ассанжу в Telegram, после решения о его экстрадиции в декабре. Они были вдохновлены FreeRossDAO, группой, созданной в том же месяце для поддержки Росса Ульбрихта.
Вдохновляющий опыт
FreeRossDAO собрали 12 миллионов долларов, из которых 6,2 миллиона долларов были потрачены на созданные Ульбрихтом NFT. К слову, Ульбрихт известен, как создатель маркетплейса по продаже наркотиков в даркнете – Silk Road и отбывает двойное пожизненное заключение в федеральной тюрьме в Аризоне.
Вырученные средства пошли на юридические и пиар-расходы Ульбрихта, а также, на благотворительные организации по его выбору. “Это был большой успех — это дало нам представление о том, что делать”, – говорит Тааки.
Разоблачитель АНБ Эдвард Сноуден собрал 5,4 миллиона долларов в апреле 2021 года, продав NFT с изображением собственного лица, сделанного со страниц решения апелляционного суда США.
AssangeDAO
Итак, AssangeDAO согласились на простую миссию: собрать как можно больше криптовалюты и направить ее на аукцион NFT Пака и Ассанжа.
3 февраля 2022 года, группа начала принимать пожертвования $ETH на крипто-краудфандинговой платформе Juicebox, в итоге собрав около 52 миллионов долларов. В обмен на свои взносы, все участники AssangeDAO получили токены криптовалюты $JUSTICE, которые дают держателям право голоса в том, как используются ресурсы AssangeDAO. Этот элемент, по словам Тааки, делает механизм DAO более эффективным при сборе средств, чем просто просьба о прямых пожертвованиях в долларах или криптовалютах. “Простые пожертвования не работают”, – говорит он. “Но если вы дадите немного стимула — это будет дополнительный стимул”. Тааки говорит, что AssangeDAO был идеальным способом для киберпанков объединиться, чтобы “освободить оригинального киберпанка: Ассанжа”.
В преддверии аукциона, группа обсуждала, следует ли ей предлагать меньшую цену за проект и оставить криптовалюту в стороне для других проектов, ориентированных на Ассанжа, но в итоге, пошла ва-банк: выигравшее предложение AssangeDAO – 16 593 ETH — было на 40 миллионов долларов выше, чем вторая по величине ставка от генерального директора криптовалютной биржи Kraken.
История Ассанжа неоднозначна: он расследовался по обвинению в сексуальных преступлениях в Швеции, скрывался в посольстве Эквадора в Лондоне, чтобы избежать экстрадиции, и был обвинен в распространении материалов. Но Ноа говорит, что, что бы кто ни думал об Ассанже, обвинения против него являются “пародией” и представляют собой более широкую угрозу “свободе прессы и защите информаторов”.
Стелла Морис, адвокат и партнер Джулиана Ассанжа, говорит, что DAO “предоставляет новую модель для политических заключенных и побуждает к мобилизации поддержки”. Она говорит, что надеется, что другие последуют по ее стопам.
Альтернативные DAO
Первоначально задуманные, как ответ индустрии криптовалют на Kickstarter, DAO использовались для привлечения капитала для криптовалютных стартапов, предоставляя инвесторам долю с помощью пользовательских токенов. Теперь они, также, превращаются в устройства для организации других видов коллективных действий — от активистских до политических и причудливых.
В прошлом году, незадолго до FreeRossDAO, Constitutiondao собрал 47 миллионов долларов в неудачной попытке купить оригинальную копию Конституции США (которую в конечном итоге купил менеджер хедж-фонда).
В 2018 году Тааки, который в 2010-х годах сражался вместе с курдами против Исламского государства в Сирии, объявил о планах создания академии хакеров, хорошо разбирающихся как в криптографии, так и в революционных методах. Он говорил, что, скорее всего, запустит DAO для финансирования этого проекта.
В некоторых случаях, у этих новых типов DAO все еще может возникнуть проблемы: сторонники криптовалют, решившие принять участие, рискуют быть разоблаченными. Несмотря на то, что самые популярные криптовалюты широко рекламируются как полностью частные, на самом деле они оставляют постоянный след, который может привести к идентификации пользователя.
“Прямо сейчас процесс полностью прозрачен. Это может быть нормально для чего-то вроде Constitutiondao, но когда дело доходит до чего-то вроде AssangeDAO, это создает риск как для участников организации, так и для организаторов ”, – говорит О’Лири.
На конференции по криптовалютам в Лиссабоне, Португалия, в октябре 2021 года, Тааки и О’Лири представили проект под названием dArkfi — игра слов о децентрализованных финансах, основанных на криптовалютах, или “DeFi”, который предложит более мощные функции анонимности для пользователей криптовалют и DeFi. DARKFI стремится сделать краудфандинг DAO полностью анонимным, сводя к минимуму любой риск, связанный с поддержкой спорных причин или цифр. “У нас будут DAO и аукционы, которые будут полностью анонимными — где никто не сможет увидеть ничего, что происходит”, – говорит Тааки.
Редакция призывает не нарушать законодательство и не выполнять противоправных действий, независимо от того, считаете ли возможным сохранить анонимность или нет. Также, редакция не рекомендует необдуманно инвестировать в децентрализованные и криптовалютные организации. Статья несет исключительно информационный характер.