Шестьдесят лет назад, Энди Уорхол впервые изобразил лицо Мэрилин Монро на гравюре для своего диптиха Мэрилин. В то время он не мог знать, что его использование процесса шелкографии напрямую повлияет на будущее движение цифрового искусства. Но именно это и произошло.
Текущие генеративные коллекции алгоритмических NFT напрямую восходят к поп-арту, и эти коллекции в значительной степени заимствуют философию и методы шелкографических работ поп-арта. В то время, когда они были выпущены, диптих Мэрилин Уорхола получил как значительную похвалу критиков по многим из тех же причин, что и нынешние коллекции алгоритмических
- Использование современных технологий
- Присвоение изображения
- Взаимодействие с поп-культурой
- Владение/Членство в сообществе
Делает ли использование техники искусство менее ценным?
Шелкография и эффект “конвейера”
С помощью шелкографии, уже существующее изображение берется и переносится на поверхность, способом, которй Уорхол назвал “эффектом конвейера”. Другими словами, шелкография – это разновидность трафаретной печати. Таким образом, метод производства произведений искусства, отражает конвейерное производство товаров поп-культуры, которые составляют основу движения поп-арта. Самый яркий пример этой метафоры сборочного конвейера можно найти в его работах о вездесущих банках из-под супа Кэмпбелла. Но мы вернемся к супу немного позже.
Уорхола критиковали, как за то, что он сделал (и размножил) изображение, которое он не создавал (использованное им изображение Мэрилин Монро – фотография), так и за использование техники, которую многие считали технически уступающей живописи. У некоторых сложилось мнение, что для создания произведения с помощью шелкографии требуется меньше таланта, чем для создания полностью оригинальной работы 1/1.
Такое восприятие привело к идее, что художественные произведения были менее впечатляющими и актуальными, чем “оригинальное” произведение искусства. Многие критики также считали, что работы с шелкографией не могут обладать такой же глубиной смысла, как уникальные картины, учитывая, что они были сделаны с использованием промышленного процесса. Некоторые утверждали, что было невозможно, чтобы промышленный процесс мог быть каким-либо образом “художественным”.
Диптих Мэрилин
Итак, диптих Мэрилин был выпущен через несколько недель после смерти актрисы, и, на левой панели произведения, представлены небольшие вариации гиперцветного изображения. Эта окрашенная сторона постепенно приобретает более четкие / темные линии и цвета, которые постепенно становятся ярче. Правая панель выполнена в черно-белом цвете, причем эти копии изображения исчезают при повторении. Метафора жизни и смерти не может быть более ясной. Это является опровержением идеи о том, что каким-то образом значение произведения искусства связано с воспринимаемым мастерством техники, используемой для его создания.
Важно помнить об этом уроке Уорхола, поскольку одной из наиболее распространенных критических замечаний в отношении алгоритмических коллекций
Эта критика является просто продолжением тех же самых аргументов, которые впервые были выдвинуты против Уорхола. Истина в том, что смысл создается наблюдателем искусства, и методы могут определять способ интерпретации произведения, но это не имеет ничего общего с количеством смысла (или его отсутствием).
Проще говоря, Энди Уорхол использовал имеющиеся в его распоряжении инструменты для создания впечатляющего художественного произведения. Инструменты, используемые при создании алгоритмических NFT ничем не отличаются. Они могут быть более технологически развитыми, но они по-прежнему являются просто инструментами, которые используются художниками для привлечения и развлечения других.
Фактически, алгоритмические NFT во многих отношениях являются просто оцифрованной формой аналогового процесса шелкографии. Есть человеческая рука, которая приводит всю коллекцию в движение и направляет ее. Этот факт не следует забывать или упускать из виду.
Ассигнования против оценки
Авторское право
Поп-арт был отражением коммерциализации существования, возникшей в послевоенной Америке. Художники использовали доступные образы из американского потребительского духа времени, чтобы сделать свои работы привлекательными и прокомментировать современную культуру.
Уорхол использовал такие изображения, как банки из-под супа Кэмпбелла и бутылки из-под кока-колы (на которые у него не было авторских прав или права собственности), для создания своего искусства. Эти компании в конечном итоге решили, что дурная слава работ Уорхола полезна для бизнеса, поэтому они не стали возбуждать против него судебные иски за нарушение авторских прав. Тем не менее, Уорхол действовал в недавно обнаруженной правовой серой зоне в отношении того, что является общественным достоянием.
Серая зона авторского права в NFT
Если взглянуть на многие текущие проекты NFT, можно обнаружить большое количество изображений с костюмами супергероев или атрибутами поп-культуры, которые напрямую не принадлежат самим художникам. Можно утверждать, что некоторые изображения подпадают под добросовестное использование.
Эти изображения представляют объекты или идеи, которые возникли в общественном сознании за пределами тех произведений, в которых они были изначально созданы. Таким образом, некоторые из этих изображений могут рассматриваться как обитающие в серой зоне в отношении авторского права и добросовестного использования. Эти слова подчеркивают сложное и тонкое взаимодействие между искусством и добросовестным использованием авторского права, что сейчас вызывает гораздо меньше разногласий, чем когда-то.
В современном мире, присвоение / переосмысление, является гораздо менее спорным вопросом, отчасти благодаря культуре ремиксов, которая получила известность в 1980-х годах. Андеграундные хип-хоп и танцевальные сцены были печально известны своим использованием сэмплирования, которое, можно сказать было музыкальным эквивалентом того, что Уорхол делал с изображениями.
На протяжении десятилетий, идея перепрофилирования чужой работы и преобразования ее во что-то новое, стала гораздо менее спорной, чем когда-то. Но, тем не менее, это все еще распространенная критика, на которую ссылаются те, кто все еще находится по другую сторону дебатов о NFT. В некоторых коллекциях NFT, взаимодействие между контентом, защищенным авторским правом, и контентом, который стал общественным достоянием, продолжает развиваться.
Поп-культура и NFT
Поп-культура живет в умах масс. Это не застой, а скорее изменения и сдвиги с течением времени. Коллекции NFT стремятся поразить воображение публики и не только отражают современные взгляды, но и направляют их простым, последовательным способом. Это тот же самый процесс, который делает мемы такими мощными. Работы Уорхола очень актуальны в этом разговоре.
Уорхол был мастером меметики, особенно если учесть непреходящее наследие Мэрилин Монро в народном воображении. Интерпретации Уорхола ее образа стали неотделимы от представления о Мэрилин Монро как иконе поп-культуры. Благодаря современным технологиям эта мемеификация культуры происходит более эффективно, чем когда-либо прежде. Таким образом, само собой разумеется, что коллекции NFT стали частью этого процесса и сами по себе очень меметичны. Во многом именно поэтому их популярность резко возросла за последний год.
Мы также живем в мире с множеством различных представлений о том, что определяет поп-культуру. Существует обычная ”мейнстрим” культура, которая включает фильмы / шоу на потоковых сервисах, а также разговоры в социальных сетях. Есть также аспекты культуры, которые широко распространены, но не совсем находятся на туманном пороге того, что считается “поп-культурой”.
Например, возьмем коллекцию, подобную Style of Skull, на платформе Curate multichain NFT. Эта коллекция отсылает к иконографии черепов и скелетов по всему миру. От культовых сахарных черепов Мексики до жутких катакомб Черепов Парижа, люди испытывают естественное увлечение образами, связанными со смертностью. Это очарование исследуется в еще одной коллекции о викарии, буквально называемой “Memento Mori” (помни о смерти). Использование широко распространенного увлечения образами смерти в алгоритмических коллекциях NFT – подходящий способ рассказать как об историческом увлечении черепами, так и о их переосмыслении.
Другим примером влияния поп-культуры на коллекции NFT является печально известная коллекция криптопанков на OpenSea. Стиль этих панков напоминает пиксельную графику 24×24 из компьютерных игр начала 1990-х годов. Любой, кто играл в Advanced Dungeons and Dragons примерно в 1988-1992 годах, вероятно, испытывает сильную ностальгию, когда видит эти изображения. Стилистически эти пикселизированные портреты передают ощущение аватаров персонажей из этих (и других) игр.
Конечный эффект заключается в том, что ретро-искусство пробуждает ностальгические воспоминания о часах, проведенных за игрой в эти разные игры. Итак, из этого мы видим, что причина популярности криптопанков проста: искусство NFT уходит корнями в культурный объект, и это вызывает ностальгические чувства. Вдобавок ко всему, огромный диапазон из 10 000 различных символов означает, что у некоторых людей неизбежно возникнет личная связь по крайней мере с ОДНИМ из изображений.
Аналогичным образом Уорхол выбрал образ Мэрилин Монро для своего диптиха. Она была любимой иконой, хотя и встревоженной. Привязанность зрителя к Монро имеет решающее значение для ощущения эмоционального эффекта диптиха, который исследует двойственность ее жизни и смерти. Оглядываясь назад, можно сказать, что использовать фотографию Монро было абсолютно гениальным решением, поскольку Мэрилин Монро продолжает оставаться памятью и по сей день. Ее образ и история часто суммируются в уникальных, хорошо известных картинах и плакатах, которые до сих пор украшают стены многих домов по всему миру.
Культура мемов и отсылок в NFT
Однако есть одно фундаментальное различие между произведениями поп-арта Уорхола и многими популярными алгоритмическими коллекциями NFT. Уорхол взял существующие предметы поп-культуры, такие как банки из-под супа Кэмпбелла, и непосредственно использовал их повторно, чтобы передать знакомство. Коллекции алгоритмических NFT, как правило, не так популярны, как работы Уорхола.
Вместо этого в конкретных изображениях могут быть случайные культурные отсылки, но именно эти образы сами по себе проникают в общественное сознание. Рассмотрим, например, коллекцию
Владение как принадлежность
Последний способ, которым мы рассмотрим, как алгоритмические коллекции NFT связаны с Уорхолом и поп-артом, заключается в значении, полученном от владения произведением или печатью. Конечно, это скорее общее правило, когда речь заходит о любом произведении культуры, которым можно владеть… Но это так же верно для поп-арта, как и для любого другого вида искусства.
Благодаря акту владения культурным артефактом (будь то mp3, картина или книга), может быть сформировано значение и идентичность. Объявление или демонстрация того, что человек владеет определенным произведением искусства, – это заявление об интересах, перспективах и взглядах человека на мир. Точно такой же механизм можно найти в алгоритмических коллекциях NFT.
Человек может купить просто для того, чтобы попытаться перевернуть работу за деньги, но человек также может купить работу, потому что она отвечает его интересам, тому, как он видит мир, или немного ностальгии, которую он хотел бы сохранить рядом. Эти коллекции подчеркивают индивидуальность покупателя и дают возможность поделиться ими с другими людьми по всему миру, которые также покупали произведения искусства из той же коллекции.
В настоящее время установлено, что алгоритмические NFT полностью вписываются в канон современной истории искусства. Хотя эти NFT могут время от времени подвергаться критике, они столь же заметны и важны, как и любое другое художественное движение, которое было раньше. Когда вы думаете и говорите об алгоритмических коллекциях NFT, очень полезно рассматривать их через призму поп-арта и процесса шелкографии.
Так что обязательно имейте в виду Уорхола в следующий раз, когда будете просматривать многочисленные коллекции в поисках точного jpeg из точной коллекции, которая действительно говорит о вашем самоощущении.